Главная страница
Отчеты
Фотоотчеты
Снаряжение
Полезные ссылки
Карты путешествий
Отзывы

 

 

Приложение по велопутешествия Барселона - Москва 2003 г.


Расходы на поездку: Из диаграммы видно, что ровно половина всех расходов (визы+страховка +перелёт) ушла на то, чтобы добраться до места старта. Можно было сократить правую верхнюю долю, выбрав  другой вариант маршрута (см. "Подготовка маршрута"), не менее интересный, но более экономичный. Примерно вдвое можно усечь и визовые расходы, если не покупать медицинскую страховку (30$) - на границах её никто не спрашивал -  или  получать визу непосредственно  в посольстве  (45$  вместо110$), но тут свои подводные камни (см. "Визовые проблемы").Вдвое меньше можно было тратить и на питание, половина расходов на которое пришлось на фрукты, вина и напитки. А в Европе средние цены на  арбузы, дыни ~ 1€ /1кг;  персики, виноград, груши, яблоки ~ 1,5€ /1кг, и ежедневно мы вдвоём поглощали покупных фруктов 2,5-3 кг, выпивали поллитра вина, стакан сока, три кружки молока, йогуртов и полуторалитровую баклажку минералки. Из сладкого в нашем меню постоянно присутствовала шоколадная паста (не путать с тем дерьмом, что продаётся в наших магазинах под тем же названием), изредка – шоколад и мороженое. За 25 дней пробега по шенгенской Европе мы уели 5 кг этого продукта. 

Плюс ко всему обязательные (при наших солевых потерях) по две пары  таблеток минеральных солей и поливитаминов каждому.

 

 

 

 

 

 

 

Расходы на питание
чел/день

Еда

евро

$

Испания

9,8

11,3

Франция

6,2

7,1

Италия

7,1

8,2

Австрия

4,2

4,8

Словакия

 

3,2

Украина

 

1,9

Россия

 

2,7

1€ = 1,15 $ = 40 крон = 4,5 грив = 35,7 руб.

 

 

 

 

 

 

 

В итоге, Илья не потерял  за месяц ни килограмма, а я за полтора месяца с большим трудом избавился от 2,5 кг жирка, осевшего на моей талии в межсезонье. После 40 дневного веломарафона – ни малейшего чувства усталости.Интересно взглянуть на соотношение расходов на питание по мере прохождении разных стран. Как ни странно, но в дешёвой Испании мы проедали вдвое больше, чем в дорогой Австрии. Причина тому – пик курортного сезона и то, что ехали мы по самым злачным местам средиземноморского побережья. Некоторое превышение итальянских расходов над французскими объясняется тем, что в Италии  нам пришлось прибегать к услугам общепита.Напрашивается вывод: гораздо дешевле  и приятнее посещать эти земли в мае или сентябре, всё будет дешевле и не будет такой жары.

Перечень снаряжения:

  • Деньги Паспорта (Внутрений+Загранпаспорт), Часы, Карандаш, Ручка, Блокнот, компактный Путеводитель, Карты, наши фотки, ксерокопиии паспортов, визитки, МедСтраховка. Разговорники
  • Нож складной х2, Компас, t-р
  • Очки тёмные, Зеркальце,  Расчёска, Нос.платки,
  • Сумки (капроновые х2.), П\э пакеты, Туалетная бумага,
  • Швейное, Ножнички, Аптечка, Клей "БФ-6", Эласт. бинт
  • Мыло·2, З\паста, З\щётки, Кремы (лицо, руки, от солнца),
  • Крем бритв., Бритв. станок х2,
  • Videoкамера, ВидеоКассеты, Аккум. заряж.х2, "Практика", объективы х3, "Мыльница", Фотосумка на руль, Фотосумки на пояс х3, Бинокль
  • Коврик теплоизоляционный ;  
  • Палатка, Тент; Колышки, Стойки; Прищепки х4, Верёвки, Тряпка,
  • Спальники х2
  • Очки плавательные, Маска, трубка
  • Печка, Спички, Зажигалка, свечка
  • Котелки х2, Мочалка для котелков, Ложки/Вилки,  Кружка х2,   
  • Ветровки-Дождевики х2, Кофты х2, Носки, Перчатки рабочие х2, Велоперчатки?1, Жилетка разгрузочная,
  • Кепи х1, Козырёк х2, Плавки, Шорты, Футболки, майки, трусы, Спортивные штаны х2,
  • Полотенце х1,
  • Велосипеды х2, Велобаулы х2, Байкерский рюкзачок х1, Фляги х3
  • Защита переключателя, Рога, Лежанка
  • Насос, Велокамера х1, Ремкомплект резины, Инструмент, Винтики-Гаечки
  • Масло для цепи, ВелоЗамок, Тормозные колодки, Тряпки,
  • Фонари, п/э для "укутывания" великов от дождя


Остановлюсь на  некотором снаряжении чуть подробнее: довольно часто приходится отвечать на вопросы коллег не столь продвинутых на данном поприще, но строящих планы на время отпуска оторваться от дому и пуститься в свободное плавание.
Велосипеды
1. RockMachine Trekkride500; гибрид с жесткой вилкой, навесное оборудование Shimano Nexave, 24 скорости, диапазон передач от 0,7 до 3,8; обода тройные 28"; резина Kendar 622х42. Стоил он порядка 400$, но взял я его на сотню баксов дешевле в ноябрьскую уценку на велоярмарке в Сокольниках.
[В магазинах Авиньона, мы видели крутые "Горники" со скидками с 700 до 400€! И это был август, а не ноябрь]. 
­
Сегодня на его спидометре 6000 км. За всё время ни разу не скрипнул, не пискнул. Всё техобслуживание сводилось к периодической, через 250-300 км, смазке цепи по технологии Шелдона Брауна (Sheldon Brown).
И на сей момент,  звёздочки и цепь по износу приблизились только к первому своему пределу (см. статью Шелдона Брауна "Цепь и уход за ней").
За всю дорогу два раза подкручивал винтик крепления переднего крыла.
На исходе четвёртой тысячи километров поменял местами переднюю и заднюю покрышки (надо было бы это сделать чуть раньше, но ещё пару тысяч км выдержат без проблем).
А на исходе пятой тысячи километров заметил, что тросик переднего переключателя потёрся в месте перегиба, и у него осталось только три нитки. Отремонтировал дома.
И, похоже, подходит пора заменить пластмассовые ролики заднего переключателя: временами посвистывают, просят очередную порцию смазки.
И всё!
Хочу обратить внимание на характерную особенность задних переключателей Nexave, они - "вывернутые" (RapidRise) (переключение с малой звёздочки на бoльшую, то есть переход на  повышенную передачу происходит не при натяжении тросика, как у других систем, а при его ослаблении). И, вопреки кочующему по некоторым, весьма уважаемым, сайтам мнению, что переключатели такого типа  хуже обычных работают под нагрузкой на подъемах, с полной ответственностью заявляю – ВРАКИ! Дело обстоит с точностью НАОБОРОТ. Предполагаю, что данное заблуждение происходит оттого, что  Nexavе-ов в нашей вотчине, даже в столицах, с огнём поискать (в Европе они имеются в наличии в любых веломагазинах).
Очевидно для всех, что при подъёме в гору требуется бoльшая оперативность в переключении передач, чем при движении вниз. На других системах, чтоб перещёлкнуться на повышенную передачу, приходится натягивать тросик и взводить пружину переключателя манжеткой (или вращением ручки), не дай бог, если при этом пальцы закоченели и не слушаются. В Nexavе же, достаточно основанием большого пальца (или ладони, в зависимости от того, где находятся кисти рук: на "рогах" или на грипсах) чуть нажать на кнопку триггера  - и цепь мигом перепрыгнет на большую звёздочку без всяких усилий с вашей стороны.
А вот когда катишь вниз или идёшь по равнине, такой поспешности уже не требуется, и можно тросик натягивать не спеша. На нашем маршруте переключать скорости приходилось не по одной сотне раз в день. И именно благодаря такой конструкции и такой лёгкости в переходе с передачи на передачу, я никогда не насиловал цепь и в любую гору шёл в оптимальном режиме, и потому для такого пробега износ цепи, звёздочек и системы оказался минимальным.
И, вспоминая наш крымский поход на харьковских 8-ми скоростных "Туристах", определённо скажу, что если бы поехали на них в Европу, очень во многие горки ходили бы пешком и весь маршрут уж точно не прошли бы. Признаюсь, была мысль, поберечь "РокМашину" для дальних дорог, а дома, для поездок по окрестностям использовать любой из 3-х имевшихся у меня "Туристов". Но ездить на старом "Запорожце", когда у тебя в гараже стоит крутой "Landcruiser"-несерьёзно, и я раздал свои "Туристы" по друзьям.

2. Giant CROSS K1 гибрид с жесткой вилкой,
навесное оборудование SRAM 3.0;
24 скорости;
обода двойные 28".
Куплен был за 258$ на той же велоярмарке.
К сожалению, он прошёл по Европе чуть более 400 км, и перешёл в собственность арабской диаспоры Прованса.



3. Dechatlon  Riverside 5
гибрид с амортизационной передней вилкой,
навесное оборудование SRAM 3.0;
21 скорость;
обода 28".
Куплен был за 299€ в Авиньоне.
2000 км до Братиславы выдержал без замечаний, разве что, резина покрышек оказалась слабовата: уже через 1500 км пришлось менять местами покрышки.

 

 

 

"Рога" – очень полезная вещь (при условии, что они стоят на месте, когда торчат по торцам руля - это только руки ломать), надо выбирать более длинные, загнутые вовнутрь, хорошо, если они могут поворачиваться вокруг своей оси. В моих прежних веловылазках скорее всего уставали кисти рук, даже на спортивном руле, предоставляющем больший выбор вариантов "хватки", чем прямые рули. В этой поездке подобных проблем и близко не было, спасибо ещё гелиевым грипсам упругим, мягким, на которых ладони лежат, как приклеенные. 
"Лежанка" – мы не удержались и приобрели её в Марселе за 20€. Поначалу на городских улицах и крутых подъёмах она не очень впечатлила – в этих условиях "рога" удобнее. Но на маршевых участках, а особенно при встречном ветерке, когда часами накручиваешь педали – цены этому дополнению нет. И мои опасения, что в классическом положении велогонщика "буквой Г", много не накрутишь, улетучились в первые же часы. На "лежанке" работают только ноги, всё остальное тело, включая передние конечности – отдыхает.
Седло – перед вылетом из Москвы я прикупил в Сокольниках за 10€ седло пошире и помягче того, которым был изначально оснащён мой велик. Продавались там и более изысканные сёдла, но и втрое более дорогие, и я очень скоро пожалел, что не раскошелился на такое.  Главное их преимущество – помимо просчитанной на компьютере формы и продвинутых материалах  –  бoльшая длина, позволяющая во время длительной и утомительной езды варьировать посадку, что очень полезно и для пятой точки, и для застывшей спины, и для рук.
 Туклипсы – я не знаю, как без них можно ездить, особенно по горам. Благодаря им, ноги работают более эффективно и можно, меняя стойку, подключать к работе разные группы мышц. Успокаивая "чайников", насмотревшихся по TV на завалы велогонщиков, предполагающих что из этих стремян, в случае чего, ногу вовремя не вынешь, могу заверить, что вылетаешь из них только так. И потом, никто не заставляет вас затягивать туклипсы намертво.
Оценивая пластмассовые туклипсы, купленные в "Сокольниках", я сильно усомнился в их долговечности, но, как ни странно, они выдержали уже 6000 км и пизанков старения не наблюдается. А харьковские, из перекалённой стали, стоявшие на моём "Туристе", пообломались, не осилив и половины такого километража.
Насос – Когда в течение дня по десятку раз накачиваешь колёса после их перебортовки, ненадлежащее качество этого девайса может серьёзно подпортить вам  удовольствие от езды на велосипеде. И я могу представить, сколько лишнего пота пролилось бы и сколько нелестных слов было б адресовано отечественному Средьмашу, возьми мы с собой в дорогу одно из изделий этого монстра советского машиностроения.
В Воронеже надо очень постараться, чтобы отыскать хороший насос: то, что выложено на прилавках здешних спортивных магазинов – откровенная халтура. При сложившихся  ценах всё, что дешевле 15$ - выброшенные деньги. Следует обратить внимание на шток: чтобы не болтался, ходил легко, плавно и строго поступательно, чтоб надёжно срабатывал зажим золотника. Желательно, чтобы был переходник для ниппельных и золотниковых камер. А то бывают камеры и с более хитрым соском, игольчатого типа. Удобно, когда насос имеет минимальные размеры и его без проблем можно засунуть в любую свободную щелку среди других вещей в бауле.
Фонари и фары -  По европейским ПДД все велосипеды  при передвижении в тёмное время суток должны  быть оснащены передними отражателями белого света, задними фонарём (не отражателем!) красного цвета, оранжевыми отражателями на педалях и спицах (если по окружности покрышек нет специальной жёлтой полосы) и фарой (фонарём). Моя "РокМашина" была укомплектована фарой и задним фонарём, работающими от динамки. Но практика показала, что навесной "стопарь"  и съёмный фонарь на светодиодах, которые взял с собой Илья гораздо надёжнее и удобнее в дороге.
Защита заднего переключателя – нехитрое, недорогое, но весьма полезное приспособление. Следует помнить, что велосипед, обремененный тяжёлым баулом, менее устойчив на ногах, пардон,- колёсах, чем его незагруженные собратья, и может в любой момент сковырнуться на бок или того хуже – неожиданно пойти юзом по рассыпанной на дорожном полотне щебёнке. В эту поездку я трижды вкусил "прелесть" свободного полёта и жёсткого приземления на грубый нождак асфальта. И то, что при этом наиболее уязвимые и отнюдь не дешёвые механизмы велосипеда не пострадали – о себе не говорю, - спасибо тому, что бока баула отчасти принимали на себя удар, и выполняла свою роль защита, о чём свидетельствуют глубокие царапины, оставшиеся на её металле.
   Фляги – без них никуда! У Ильи на раме в заводском держателе торчала литровая велофляга, к вечеру он дополнял её одной-двумя баклажками с водой, засовывая их в рюкзачёк или в баул. Я же, чтобы выдержать дизайн снаряжённого велосипеда в одном стиле,  использовал  1-но и 5-ти литровые канистры из-под автомасла, со вставленными вовнутрь "чехлами", сваренными из толстого полиэтилена, и с горловинами от стандартных баклажек. Малая  ёмкость крепилась на руле, а 5-ти литровая – в основании межтрубного пространства рамы, снижая центр тяжести велосипеда, в результате чего я совершенно не воспринимал разницы между пустой или полной канистрой (в Крыму, когда 5 литров воды размещались на переднем багажнике, даже на небольших спусках начинало нещадно болтать руль, приходилось резко сбрасывать скорость).
В Испании, где не только воздух, а и всё остальное разогревалось до 40?С и более, вода из "фирменной" велофляги, заметно отдавала пластмассой, в то время, как в моих автомобильных канистрах такого явления не наблюдалось. После того, как фляжку, купленную в Москве, спёрли вместе с велосипедом и мы прикупили  взамен её французское велоизделие, больше химического привкуса воды мы не ощущали. Резюме: покупая флягу, засуньте в неё нос и принюхайтесь как следует: если она пахнет чем-нибудь – ищите другую.
Велокамера – взяли одну на четыре колеса. При проколе, пока пострадавший ездок устанавливал резервную камеру, второй – находил, зачищал и заклеивал дырку на снятой. В Австрии прикупили ещё одну камеру, так как наши настолько были исколоты, что доверия уже не внушали.
Велозамок – обязателен, желательно, с длинным тросом, чтобы можно было и велосипеды как следует обвязать и приковать их к чему-нибудь. Мы видели и в Европе, как от скутеров оставались только передние колёса,  прикованные тяжёлой цепью к столбу.
Тормозные колодки запасные – не пригодились, может быть и потому, что на образцовых европейских дорогах, пусть и горных, мы неслись вниз, отпустив тормоза, а на паршивом украинско-российском асфальте – не разгонишься.  А если серьёзно,  колодкам досталось изрядно, но, тем не менее, после 6000 км ещё тысячи четыре они  протянут.
Велорюкзак – "стандартный",  made in Russia, стоимостью 28$, из Nylon Oxford, со светоотражательными полосами,  с двумя пластмассовыми пластинами для жёсткости, ёмкостью 30-35 литров + 20 литров за счёт тубуса, без карманов (которые не помешали бы). Перешили лямки для крепления баула на нашем багажнике и пришили сверху капроновую тесьму с пряжками для размещения дополнительных вещей (как то: пенок, байкерского рюкзачка, арбузов, дынь, баклажек с водой, полотенца и т.п.). В принципе, достаточно удобный и практичный в дороге рюкзак.
В Авиньоне, по упомянутым выше причинам, заменили его на французский, типа перемётных сумок, поскромнее, но некоторые "инженерные" решения заслуживают внимания, как то: возможность раздельного использования сумок, быстрый и надёжный крепёж их на багажнике с помощью капроновых ремней на широкой " репейке".
 Стеклопластиковый баул – фирмы HANDMADE, объём 50л, вес 3 кг. Дождя и воды не боится: можно забивать его до верху и пускать в плавание. Сидит как влитой, никакого пошатывания и никакой болтанки, как бы ни был загружен. Устанавливается без багажника, в считанные секунды: на подседельной трубе и двух клиновидных пластинах, привинченных к вилке заднего колеса. На разбитых украинских дорогах обнаружил, что вылетел (наверное, ещё в Европе) и потерялся винт, крепящий одну из пластин, т.о. баул остался только на двух точках опоры, что никак не сказывалось на его поведении. Не раз баул принимал на себя вес седока  и велосипеда при  ударах об асфальт. И думаю, что именно его нестандартный вид, и надпись боку "Barcelona – Moskau" уберегла мой велосипед от посягательства арабов: ничто не мешало им тогда, в поезде, забрать оба велосипеда.
Это изделие оказалось настолько удобным в последующей эксплуатации, что практически не снимаю его с велосипеда. На даче засыпaю в него пять вёдер яблок, ещё три ведра распределяю по ёмкостям в межтрубном пространстве, на переднем колесе и в рюкзачке, и так вот, с двумя мешками даров природы без всякого напряга доезжаю до дома. Так что – рекомендую.

Мысль, сварганить что-нибудь этакое, появилось чуть ли не сразу после первых поездок на  моём "Туристе". Позже, уже в журнале "Турист" я увидел один из вариантов воплощения этой идеи. И вот, захотелось появиться в Европе не с вещевым мешком, привязанным к  багажнику, а в более презентабельном виде. Времени на подготовку было достаточно, и я взялся за инструменты.

Вкратце о технологии. Из листов полиуретановой потолочной плитки склеил основу (нижнюю часть баула), огораживающую заднее колесо сверху и с боков, на эту основу наклеил блоки пенопласта и, закрепив всё на месте багажника, длинным кухонным ножом стал убирать всё лишнее, время от времени залезая в седло и проверяя, не задевают ли при вращении педалей пятки и  икры ног за муляж. После того, как форма баула была выверена, с помощью латексной шпатлёвки и наждачной шкурки довёл поверхность до идеального состояния, нанёс разделительный слой из расплавленного воска, оклеил баул тремя слоями стеклоткани на эпоксидке и обработал наждаком. Затем, ножовкой срезал крышку, повыкалупал изнутри пенопласт, вклеил буртики по периметру крышки и месту её посадки для усиления краёв и для водозащиты, прорезал в передней части  и снизу отверстия, вклеил пропитанную смолой петлю из толстой капроновой тесьмы для крепежа на подседельной трубе и сформировал пазы для крепежа на вилке колеса, закрепил петли и замок крышки, загрунтовал и покрасил. В общем, пришлось повозиться, так как прежде такого рода деятельностью я не занимался, но результат оправдал все убитые на это вечера.
Если кто пожелает повторить это изделие, и появятся вопросы – пишите.
Байкерский рюкзачок – большей частью ехал, на горбу своего более вместительного собрата: в такую жару даже от майки спина мокрая. Иногда использовался и по своему прямому назначению.
Палатка – поход мы начинали с санкт-петербургской HOBBIT "CLIFF 1", стоимостью 190$:
Фото палатки  Схема палатки
Количество входов: 2
Высота: 105см
Вес: 2,7кг
Внутренний купол: Rip Stop Nylon 190T
Тент: 185Т Polyester Taffeta PU/Si (WS 3000мм), цвет тёмно-зелёный.
Дно: 210Т Rip Stop Nylon PU (WS 10000мм)
Каркас: 8,64мм "Easton" 7075-Т9 (Gold) - 3 дуги
Конструкция палатки, отличается наличием небольшой дуги – коромысла. Благодаря тому, что коромысло перекрывает с избытком внутреннюю палатку, пользователь полностью защищен от осадков даже при открытом входе наружного тента.
Объем тамбура, позволяет в нем не только хранить снаряжение, но и готовить пищу. Раздельная постановка палатки позволяет использовать в сухую погоду только внутреннюю палатку.
Для предотвращения промокания все сборочные швы тента и дна проварены специальной лентой. Имеются вентиляционные окна на внешнем тенте и внутреннем куполе, антимоскитная сетка на входе. Еще один немаловажный фактор качества и надежности палатки - применение дюралюминиевых каркасов из сплава 7075-Т9, производимых американской фирмой "Easton".
Для изготовления внутреннего купола палатки используется прочный, легкий и хорошо вентилируемый Rip Stop Nylon 190T желтого цвета. Этот цвет в любую погоду обеспечивает свет и уют в палатке, но, замечу, был слишком приметен в наших полупартизанских условиях обитания.
Тент имеет полиуретановое покрытие, обеспечивающее водонепроницаемость до 3000 мм водяного столба. Дно палатки - из Rip Stop Nylon 210T PU с водонепроницаемостью до 10000 мм водяного столба.
Большой плюс – наличие двух входов: если кому ночью приспичит, нет нужды тревожить напарника, выбираясь наружу. Кроме того: через широкие, во всю боковую стену, сетки,  расположенные на противоположных скатах, палатка хорошо продувается, спишь, будто, на свежем воздухе. А расположение человека вдоль сетки позволяет не только легче переносить душные южные ночи, но и, в случае чего, независимо от соседа регулировать степень открытия окна.
Потерю этой палатки, переживали тяжелее всего: уж больно продуманной и удобной она была.
Пришедшая на смену Hobbit-ту Dechatlon-овская палатка за 110€ (15€ нам скостили, в связи с августовской уценкой туристского снаряжения), хоть и добротно сработанная, несколько уступает по своим эксплуатационным качествам первой палатке. Единственное, в чём она превосходит Hobbit – в более компактном складывании каркаса: длина "вязанки" стоек в сложенном состоянии всего 35 см, что удобно при упаковке баулов.
Спальники – спальник-одеяло московской фирмы BASK: Termobag-V1M, 20$, стыкуемый, утеплитель Termofil, комфортная температура +8-+10 С,  вес 850 г.
Мы справедливо посчитали, что для этой поездки достаточно будет однослойных спальников. Правда, при 5-6 градусах за бортом приходилось натягивать на себя всю имеющуюся в наличии одежонку, но последующая практика показала, что в состыкованных спальниках – если вдвоём - при тех же температурах можно спокойно почивать  в трусах и футболке.


Коврик теплоизоляционный – чтобы не превращать велосипед в верблюда, обвешенного тюками, взяли одну пенку на двоих, предварительно суженную дома до 45 см и разрезанную на первой же ночёвке надвое. В итоге, коврика размером 90х45х0,5см и весом 100 граммов вполне хватало, чтобы на нём помещались плечи и кости таза (голова всё равно покоится на импровизированной подушке), и мы, даже на скалах, чувствовали себя вполне комфортно. Пока ехали вдвоём, рулон с ковриками крепили на бауле Ильи, позже я складывал свой коврик вчетверо и усовывал его в свой баул.
Печка – Костры в Европе жечь нельзя. Брать примусок – обрекать себя на проблемы с бензином: если в Крыму мы заливали полулитровую баклажку у автолюбителей, отсасывая с их позволения горючее из бензобака, то объяснить это европейцам будет весьма затруднительно.
Можно приобрести Кемпинг-Газ, но в Воронеже он потянет на 35$, а один двухсотграммовый баллончик – на 7$. С учётом того, что в Крыму на нос уходило 70 мл бензина в день, то, при использовании газа, к стоимости каждого завтрака или ужина придётся приплюсовывать по 30 рублей (по шоколадке на нос, по две в день на человека – так проще на этом шоколаде ехать, чем сжигать его в пламени газовой горелки!).
Решили прибегнуть к испытанному в походах по ГДР способу – к печке из большой консервной банки диаметром см 18 и высотой 25см (всякие разборные варианты не прошли:  и время требуется на сборку, и в саже вывозишься, пока всё приладишь). Работает она чрезвычайно экономично, на щепочках, практически не дымит, весит мало, места не занимает (в неё убираются котелки и другие кухонные принадлежности). Чтобы в Европе не краснеть за нашу походную кухню, я раззорился на индийский нержавеющий котелок, аккуратно обработал сделанные в нём отверстия и предусмотрел возможность установки котелков на разной высоте, в случае использования таблеток сухого спирта. Вес печки вместе с двумя котелками составил 1,1 кГ + 0,8 кГ сухого спирта. Как оказалось, двух таблеток спирта вполне хватает, чтобы приготовить на печке завтрак.


Котелки - набор из двух нержавеющих котелков (0,75л + 0,6л) со сковородочкой и чашками за 20€, купили вместе с кемпинг-газом. Оптимальный размер для двоих. Очень удобная конструкция с откидными ручками: компактно и в собранном виде котелки не гремят.
CAMPINGAZ – поскольку наша печка понравилась не только нам, но и некоторым  выходцам из Африки, скоро пришлось искать ей замену, и в Марселе мы купили газовую горелку за 20€ (в полтора раза дешевле, чем у нас), баллон за 3€ (вдвое дешевле, чем у нас).

Горелка 270 MICRO
Самая компактная и лёгкая горелка CAMPINGAZ,
(на снимке – с баллоном).
Плавная регулировка мощности.
Мощность 1200 Вт.
Расход газа 90 гр./час (на полной мошности)
Вес 200 Г
Баллоны CV-270, CV-470Первая же готовка на кемпинг-газе, показала, насколько эта горелка удобнее бензинового примуса. Последние довольно капризны, требуют определённого навыка в розжиге и пользовании ими, и далеко от себя  не отпускают: я не рискнул бы ставить примус внутри палатки.
Пользоваться кемпинг-газом легче, чем газовой плитой: он компактнее, поставить его можно в любом углу палатки, (лучше – в дальнем, чтоб было куда бечь, в случае опрокидывания конструкции горелка-котелки), а тонкая регулировка пламени делает его чрезвычайно экономичным. 200-Граммового баллона, при использовании его два раза в день, хватало нам двоим ровно на неделю. Причём, мы не использовали всякие лапшички типа Rolten, а варили обыкновенные крупы, спагетти, сардельки, окорочка… Малые габариты кемпинг-газа позволяли готовить обеды  в городских парках, на скамейках и газонах. Но все плюсы этого изделия умножались, в условиях осенней непогоды.  В пять минут ставилась палатка, забрасывались в неё вещи, а ещё через пять минут, внутри уже была комфортная температура от примуса и свечки, шёл вкусный аромат от закипающего котелка и ты, развалясь на спальнике, чувствовал себя не хуже, чем на мягком диване в гостиной. Кто испытывал на себе прелести холодного дождя с порывистым ветром, под которым надо разжечь костёр и приготовить ужин, меня поймёт.

 

 


Дома я вырезал из нержавеющей фольги ветрозащиту для кемпинг-газа, позволяющей экономить на горючем и при пользовании горелкой внутри палатки. Та же фольга используется и в качестве тары при перевозке устройства, нет нужды всякий раз отсоединять горелку от баллона. Защитный кожух надежно устанавливается на баллоне любого объёма,  а внутрь цилиндра, закладываются , спички, зажигалка, свечки и т.п.

 

 

 


Ложки/Вилки – рекомендую очень удобный набор, имеющийся сейчас в наличии во многих магазинах  (в Воронеже стоит 160 руб.).
Бинокль – больше в дальние дороги брать не буду: чтоб им воспользоваться, надо остановиться, спешиться, достать бинокль, навести на объект, опять упаковать, влезть на велосипед… и плюс ко всему 0,9 кГ веса и неудобные габариты.
Фотосумка на руль -  мы в ней возили видеокамеру, в принципе удобно, но на плохих дорогах можно растрясти технику.
Фотосумки на пояс – были подобраны для моей "Практики" и трёх объективов на "толпе" и крепились на широком ремне. При жаре  - наиболее приемлемый вариант для перевозки фототехники, поскольку даже лёгкая, с сетчатой спиной, разгрузочная жилетка через пять минут вгоняла в пот.
 Аккумуляторы для видеокамеры – взяли два заряженных, без зарядного устройства, поскольку пользоваться последним в наших условиях слишком хлопотно: надо найти электрическую сеть, объяснить хозяину, что это не детонатор взрывчатого устройства, и потом ещё битый час выступать в роли заложника этой штуковины, не смея далеко отходить от неё.
Вместо зарядника я взял адаптер для 6-ти батареек типа АА от старой "Спидолы", смонтированный на самодельной переходной плате, вставляемой  на место штатного аккумулятора. Как и следовало ожидать, аккумуляторам не удалось отработать положенный срок (один, а потом другой досрочно скончался из-за нечаянного включения камеры при всовывании её в сумку). А вот комплект батареек исправно своё отслужил.
Велоочки – на любителя или по медицинским показателям. Илья шёл в них днём и ночью, меняя светофильтры. Меня же раздражали блики (на определённых углах падения солнечных лучей), а более всего – запотевание глаз под очками. Я предпочитал козырёк, не в меньшей степени снижающий воздействие южного солнца  на глаза  и, кроме того – сберегающий лицо от солнечных ожогов.
ВелоШорты – Илья ехал в велокомбинезоне за 35$, но из-за жары лямки его на плечи не накидывал. После нашего расставания в Братиславе шорты перешли по наследству мне. Не скажу, чтобы их памперс как-то снижал неприятные ощущения от длительного воздействия велосипедного седла на пятую точку. Единственное, что приносило некоторое облегчение – это чередование в течение дня велошорт со спортивными трусами  или (когда стало посвежее) с полушерстяным трико. В условиях же высоких температур, напротив,  в трусах было комфортнее, поскольку  памперс настолько пропитывался пoтом, что в течении дня приходилось его отжимать, а просушка в условиях близкой к 100 % влажности – дело безнадёжное.
Дождевики – насколько это необходимая вещь, я прочувствовал на Украине, когда две недели шёл под холодными дождями. До Авиньона мы были экипированы должным образом:  непромокаемые ветровки и штаны с проклеенными швами, приобретённые в "Водном мире", покоились на дне илюшкиного баула.  Не знаю, что будут делать арабы с этой одёжкой, но из-за этих сволочей, далее мы шли, можно сказать, голышом.
Бахилы (гамаши) –брать надо, иначе в дождь вся вода с колёс, с ног стекает прямиком в кроссовки.
Карты – у нас, даже в московском "Глобусе", ничего путного так и не нашли. От турсхем, приведённых в путеводителях типа "Полиглот"  тоже толку мало. Ну, а розыск подходящего материала в И-нете, скачка, распечатка – хлопотно, да и результат оставляет желать лучшего. Поэтому нечего скупердяйничать: в любом европейском городке, в любом газетном киоске (а ещё более - в книжном магазине) выбор карт на любой вкус по вполне приемлемым ценам. В любом случае, затраченные средства с лихвой окупятся.
 Путеводители – мне понравились "Полиглоты" не в качестве помощи в дороге, а в роли катализатора: стоит раскрыть путеводитель, пролистать яркие картинки, заглянуть в перечень достопримечательностей, как разгорается горячее желание непременно самому пройти по указанным маршрутам и увидеть всё своими глазами.  Ну, а в дорогу я приготовил, карманный конспект путеводителя мелким шрифтом, собрав туда из разнообразных источников всю полезную информацию. К сожалению, справочник отбыл в неизвестном направлении вместе с велосипедом, и мы постоянно испытывали недостаток в нашем "ноутбуке".
 Разговорники – можно обойтись и без них, но всех языков не выучишь, а знание элементарных  фраз на языке аборигенов (добрый день, спасибо, пожалуйста, спасибо, до свидания и т.п.) снижает языковый барьер, переводит собеседника на доброжелательную ноту и облегчает дальнейшее взаимопонимание. Очень рекомендую разговорники фирмы BERLITZ: компьютерное форматирование, грамотная работа с цветом, с выделением, продуманное построение. Даже подстрочная абракадабра на русском работает: я пользовался ей во Франции (французский для меня равносилен китайскому) и меня понимали!
Но! Собираясь в путь, не поленитесь уделить некоторое время для минимального знакомства  с языком в объёме разговорника и, в первую очередь – с произношением звуков и буквосочетаний:  это облегчит и сделает более оперативным пользование разговорником в дороге.
 Мобильник – решили не брать, чтобы не заморачиваться с роумингом и подзарядкой аккумуляторов. В Европе, в Словакии, в Украине на любом углу продаются телефонные карточки и звони с любого таксофона, из любой деревни, по - в разы более дешёвому тарифу, куда угодно. Чуть хлопотнее в Украине: там и деревеньки отстоят подальше друг от друга, и телефонов в них нет, потому, чтобы переговорить с домом, приходится заезжать в города.
В российские походы вместо подзарядки  я беру 4 последовательно спаянных элемента ААА или АА (допускаются и прилично БУ) с разъёмом под мобильник. На связь выхожу по вечерам, и когда аккумулятор вконец истощается, импровизированный блок питания успешно его заменяет.
Аквафор – в этот раз мы с собой не брали, но, обычно, фильтр  имеется в нашем снаряжении. Он снимает зависимость от источников чистой воды, и воду из любой лужи превращает в родниковую. Мы используем стандартный картридж и пару медицинских трубок. Длинная трубка (около полутора метров) через п/э пробку укрепляется во входном отверстии картриджа. Противоположный её конец опускается в ёмкость с водой, подвешенную повыше для создания давления столба воды. Чтобы кончик трубки не свивался в спираль, в него вставляется соломка для коктейлей. Для инициализации процесса фильтрации, надо произвести "подсос" через "чистую" трубочку. Скорость и качество фильтрации (не более стакана в минуту - см. инструкцию к картриджу) регулируется аптечным зажимом от капельницы. Удобная упаковка для всего – урезанная полулитровая баклажечка.
Покрывало спасательное – то бишь, алюминизированная лавсановая плёнка. Испытано на себе при небольших отрицательных температурах и тонком летнем спальнике. Помогает! Приходится только два-три раза за ночь переворачивать плёнку, чтобы спальник не отсырел от росы, осевшей на внутренней поверхности плёнки.

 

 

 

 

Мелочёвка -

|Главная страница | Отчеты | Фотоотчеты | Снаряжение | Полезные ссылки | Карты путешествий | Отзывы |